Педагогическая психология - раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии с одной стороны и когнитивной психологии  с другой. Изучение и описание психологических особенностей и законо-мерностей интеллектуального и личностного развития обучающегося в разных образовательных условиях определяет круг задач педагогической психологии Вооружение обучающихся знаниями и умениями, необходимыми для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего поступательное развитие познавательной и личностной сфер учащихся, а так же развитие  психолого-педагогического мышления определяет цель изучения предмета.

Тематический план курса

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Курс (сессия)

Виды учебной работы

(в академических часах)

Лекции

Практические занятия, семинарские занятия

Самостоятельная работа

Консультации

Контроль (зачет, зачет с оценкой, экзамен)

1

Актуальные проблемы обучения и воспитания

1(1)

4

14

50

 

4

1.1

Предмет, задачи и методы современной педагогической психологии

1(1)

 

2

10

1.2

Теории научения в истории общей и педагогической психологии

1(1)

2

6

20

1.3

Психологические основы типов обучения и воспитания

1(1)

2

6

20

2

Психология педагогической деятельности

1(2)

4

14

44

1

9

2.1

Общая характеристика педагогической деятельности

1(2)

2

4

14

1

 

2.2

Педагогические способности и стиль педагогической деятельности

1(2)

2

4

15

2.3

Психология педагогического общения

1(2)

 

6

15

 

Итого:

 

8

28

94

1

13

 

Итого (включая итоговый контроль):

144


Содержание курса по темам:

№ п/п

Наименование раздела и темы дисциплины

Содержание темы (раздела)

1

Актуальные проблемы обучения и воспитания

1.1.

 Предмет, задачи и методы современной педагогической психологии

Предмет и структура педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения. Основные направления исследований в области психологии обучения. Основные методы педагогической психологии.

Исторические аспекты педагогической психологии. Основные этапы становления и развития педагогической психологии (И.А. Зимняя). Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. Общедидактический этап с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци). Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль, с аккумулированием достижений педагогической мысли предшествующих столетий. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

1.2

Теории научения в истории общей и педагогической психологии

Трактовка понятия "научение" в зарубежной и отечественной психологии.  Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение". Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина). Теории научения в зарубежной психологии: бихевиоризм, необихевиоризм, ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология. Теории научения отечественных психологов. Типы научения. Классификация различных типов научения (В.Д. Шадриков) Виды научения: ассоциативное и интеллектуальное. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный. Разновидности ассоциативного научения. Ассоциативно-рефлекторное научение: сенсорное, моторное и сенсомоторное. Ассоциативно-когнитивное научение: научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.  Разновидности интеллектуального научения. Междисциплинарный подход к учению (И. Лингарт). Основные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже). Основные теории учения в отечественной психологии. Учение как усвоение учащимися знаний и формирование у них приемов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). Учение как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах (теория поэтапного формирования умственных действий) (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)

1.3

Психологические основы типов обучения и воспитания

Догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение.  Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Основные противоречия традиционного обучения (А.А. Вербицкий).

Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Исторические аспекты проблемного обучения: зарубежный опыт, отечественный опыт. Психология творчества как основа проблемного обучения. Правила создания проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические, продуктивно-рефлексивные (В.Я. Ляудис).

Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Определение и особенности программированного обучения. Виды программированного обучения. Психологические основы программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении.

Возрастные особенности формирования УД.  Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Понятие ведущей деятельности. Главные признаки ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Психологические новоообразования в младшем школьном возрасте. Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (А.К. Маркова). Диагностика состояния видов деятельности школьника критериально-ориентированными тестами. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной психологии (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), в зарубежной психологии (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А.К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В.П. Беспалько. Диагностика уровней усвоения знаний. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин). Независимые характеристики (параметры) действия: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.) Вторичные свойства действия: разумность, сознательность, абстрактность, прочность. Типы ориентировочной основы действия (ООД). Типы учения. Особенности типов учения: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД (Н.С. Пантина).

 

2

Психология педагогической деятельности

2.1

Общая характеристика педагогической деятельности

Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.) Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение (К. Коффка). Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Понятие "зона ближайшего развития". Основные "пласты": а) уровня актуального развития: обученность, воспитанность, развитость; б) зоны ближайшего развития: обучаемость, развиваемость, воспитуемость (А.К. Маркова). Концепция учебной деятельности. Трактовки понятия "учебная деятельность" (УД). Трактовка УД в "классической" советской психологии и педагогике, в направлении Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д.Б. Эльконин). Особенности усвоения знаний в УД. Структура учебной деятельности. Определение структуры учебной деятельности (В.В. Репкин, А.У. Варданян, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Понимание школьником учебных задач (УЗ). Осуществление школьником учебных действий. Выполнение самим учеником действия контроля и оценки.Характеристика компонентов УД. Общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев). Психологическое строение индивидуальной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Потребность УД. Учебная задача. Специфика учебной задачи. Мотивы учебной деятельности. Учебные действия (И. Ломпшер, А. Коссаковски, В.В. Давыдов и др.)

2.2

Педагогические способности и стиль педагогической деятельности

Сущность педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский и др.). Основные характеристики группы профессий "человек - человек" (Е.А. Климов). Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя. Основные проблемы психологии педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Характеристики педагогической деятельности: целенаправленность; мотивированность; предметность. Уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).  Профессиональная Я-концепция учителя. Педагогическая направленность: понятие и структура. Основные типы центрации учителя (А.Б. Орлов). Классификация мотивов педагогической деятельности (Байметов).

Структура педагогической направленности (Л.М. Ахмедзянова, Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова). Типы профессионально-педагогической направленности (И.В. Фастовец). Типы педагогической направленности (Н.В. Кузьмина). Классификация учителей на основе их заключений о результативности учащихся (Л. Фестингер). Различия в стратегиях и тактиках учителей, ориентированных на "развитие" и на "результативность" школьников. Типы учителей по У. Д. Райнсу: тип X и тип Y.  Сущность педагогических способностей. Понятие способностей в психологии. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. Соотношение понятий: "способности", "задатки", "гениальность" и "талант" на основе общей структуры способностей.  Базовые педагогические способности (Ф.Н. Гоноболин , Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий). Уровни педагогических способностей (Н.В. Кузьмина).

Виды чувствительности: чувство объекта, чувство меры, или такта, чувство причастности (Н.В. Кузьмина). Общие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. Критерии профессионализма (А.К. Маркова).  Группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные, динамические, результативные характеристики (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).

Три основных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Наиболее характерные стили деятельности учителя по А.К. Марковой: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

2.3

Психология педагогического общения

Логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению (Н.П. Ерастов). Специфика педагогического общения. Трактовки педагогического общения в психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.) Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, амотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г.М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект "ореола". Эффект "проецирования". Эффект "первичности". Эффект "последней информации". Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Базовые коммуникативные умения педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия. Невербальные формы педагогического общения. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.

Вопросы к зачету (1-й курс, 1 сессия)

1.     Предмет и задачи педагогической психологии.

2.     Методы педагогической психологии.

3.     Проблемы педагогической психологии.

4.     Понятийная система педагогической психологии.

5.     Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

6.     Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения.

7.     Современные зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта.

8.     Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и психического развития.

9.     Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

10.   Основные линии психического развития в учебной деятельности.

11.     Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.

12.     Структура и развитие учебной деятельности.

13.     Взаимосвязь различных психологических теорий научения с теоретическими моделями обучения.

14.      Принципы организации учебного процесса.

15.      Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

16.       Типы учения (по П.Я. Гальперину).

17.        Виды, характеристики и параметры знаний.

18.        Уровни усвоения знаний.

19.          Формирование знаний, умений и навыков.

20.    Психологические основы традиционного обучения.

21.      Психологические основы проблемного обучения.

22 Психологические основы программированного обучения.

23 Психологическая сущность инновационного обучения.

 24. Личностно-ориентированное обучение.

Вопросы к экзамену(1-й курс, 2 сессия)

1.  Предмет и задачи курса. Связь педагогической психологии с другими науками.

2.  История становления педагогической психологии.

3.  Теоретические и практические задачи педагогической психологии.

4.  Современные проблемы педагогической психологии.

5.  Методы исследования в педагогической психологии.

6.  Общая характеристика процесса обучения. Структура процесса обучения.

7.  Обучение и научение. Виды научения.

8.  Возрастные особенности обучения. Развитие личности в процессе обучения.

9.  Формирование знаний и понятий в процессе обучения.

10.  Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии.

11.  Личностно-деятельностный подход в обучении.

12.  Факторы, влияющие на процесс обучения.

13.  Сенсорное и когнитивное обучение.

14.  Обучаемость как важнейшая характеристика субъекта учебной деятельности. психологого-педагогические причины неуспеваемости.

15.  Психологическая сущность программированного обучения.

16.  Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

17.  Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

18.  Психологическая сущность проблемного обучения.

19.  Психологическая теория учебной деятельности и ее основные положения.

20.  Понятие учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности.

21.  Предмет, средства и способы учебной деятельности.

22.  Структура учебной деятельности.

23.  Организация познавательной деятельности обучающихся.

24.  Закономерности процесса усвоения.

25.  Учебно-профессиональная деятельность и ее роль в развитии личности.

26.  Психологическая сущность воспитания.

27.  Общие проблемы психологии воспитания.

28.  Психологические условия успешного воспитания. Особенности развития личности в межличностном взаимодействии.

29.  Психологические основы самовоспитания.

 30.  Психологические особенности детей с асоциальным поведением.

31.  Основные концепции и модели воспитания в семье.

32.  Психология семейного воспитания. Типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

33.  Понятие педагогической деятельности и ее функции.

34.  Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности.

35.  Педагогические способности в структуре личности педагога. Общие и специальные педагогические способности.

36.  Индивидуальный стиль деятельности педагога.

37.  Критерии эффективности деятельности педагога.

38.  Проблема межличностного взаимодействия в современной педагогической психологии.

39.  Педагогическое общение в структуре педагогического взаимодействия.

40.  Понятие педагогического конфликта. Виды педагогических конфликтов

41.  Игра в структуре педагогического взаимодействия.

42.  Психологическое содержание и функции оценки в процессе обучения.

43.  Виды педагогической оценки.

44.  Основные принципы оценки знаний, умений и навыков.

45.  Способы педагогического оценивания детей разного возраста.

46.  Психология педагогического коллектива. Причи­ны возможных конфликтов в педагогическом коллективе.

47.  Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности психолога.

48.  Понятие психологической культуры специалиста. Влияние уровня психологической культуры личности на эффективность деятельности.